История театра
Древняя Греция – родина театра.
История театра уходит своими корнями далеко в прошлое
человечества. Первые сценические действа можно было увидеть в религиозных
обрядах, празднованиях в честь Богов, которым поклонялись древние люди.
Классический театр в его понимании как вида искусства начинает свою историю с древней Греции.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались Богам -покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса были растения, особенно виноградная лоза. Диониса часто изображали в виде быка или козла.
Слово «трагедия» переводится с греческого как «песнь козла», т.к. именно это животное в конце представления сбрасывали с высокой скалы в качестве жертвы. Козу (козла) украшали лентами и цветами, пели в честь нее песни, устраивали представление, а после жертвоприношения оплакивали жертву. Поэтому до сих пор в драме – печальный конец. Герои не могут решить свои проблемы, погибают или не находят выхода из создавшейся ситуации.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против
остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Сам священник выходил с книгой в руках и читал эпизоды из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскрешении. Из этих рассказов родилась литургическая драма.
Существовало два цикла такой драмы – Рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и Пасхальный, передающий историю его воскрешения.
В Рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего.
В Пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников). Ангел спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?» – Марии хором отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о небожитель!» И ангел говорил им: «Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите, что он восстал из гроба!».
После этого хор пел молитву, восславлявшую воскрешение Христа. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы «актеров», создаются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений.
Всем этим занимались сами священники.
Представления мистерий организовывались не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали ученые, богословы, юристы, врачи. Мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях участвовали сотни человек.
Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало «дурацким корпорациям» – объединениям мелких судебных чиновников, разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры их фарсовых представлений. В этих представлениях высмеивались епископы, судьи, короли и вельможи.
Светские и духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в тюрьмы. Особенно боялись поэтов, умеющих метко высмеять пороки богачей и священников. Их сочинения легко воспринимались народом и повторялись при каждой возможности.
Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. И главным чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус». Громкое название театра оправдалось - в творениях Шекспира действительно открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего.
В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо и Микеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестил о грандиозном свершении. Гений Шекспира слил воедино всё ранее достигнутое в драме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми квадратных метрах можно было узреть миры и эпохи.
Классический театр в его понимании как вида искусства начинает свою историю с древней Греции.
Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались Богам -покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю. Дионис (или Вакх) считался богом творческих сил природы; позднее он стал богом виноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса были растения, особенно виноградная лоза. Диониса часто изображали в виде быка или козла.
Слово «трагедия» переводится с греческого как «песнь козла», т.к. именно это животное в конце представления сбрасывали с высокой скалы в качестве жертвы. Козу (козла) украшали лентами и цветами, пели в честь нее песни, устраивали представление, а после жертвоприношения оплакивали жертву. Поэтому до сих пор в драме – печальный конец. Герои не могут решить свои проблемы, погибают или не находят выхода из создавшейся ситуации.
Средневековый театр.
Одной из форм театрального искусства раннего средневековья стала церковная драма. Борясь против
остатков античного театра, против сельских игрищ, церковь стремилась использовать действенность театральной пропаганды в своих целях. Сам священник выходил с книгой в руках и читал эпизоды из легенд о жизни Христа, о его погребении и воскрешении. Из этих рассказов родилась литургическая драма.
Существовало два цикла такой драмы – Рождественский, рассказывающий о рождении Христа, и Пасхальный, передающий историю его воскрешения.
В Рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, потом его заворачивали в черную материю, что означало погребение тела господнего.
В Пасхальной литургической драме разыгрывалась сцена трех Марий и ангела у гроба Христа (их изображали четверо священников). Ангел спрашивал: «Кого вы ищете в гробу, христианки?» – Марии хором отвечали: «Иисуса Назарянина, распятого, о небожитель!» И ангел говорил им: «Его здесь нет, он восстал, как предсказал раньше. Идите, возвестите, что он восстал из гроба!».
После этого хор пел молитву, восславлявшую воскрешение Христа. Со временем литургическая драма усложняется, разнообразятся костюмы «актеров», создаются «режиссерские инструкции» с точным указанием текста и движений.
Всем этим занимались сами священники.
Мистерия.
Время расцвета мистериального театра – XV-XVI века, время бурного расцвета
городов и обострения социальных противоречий. Город уже в значительной мере
преодолел феодальную зависимость, но еще не подпал под власть абсолютного
монарха. Мистерия и явилась выражением расцвета средневекового города, его
культуры. Она выросла из так называемых «мимических мистерий» — городских
процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов
королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия,
использующая ранний опыт средневекового театра.Представления мистерий организовывались не церковью, а городскими цехами и муниципалитетами. Авторами выступали ученые, богословы, юристы, врачи. Мистерии были массовым площадным самодеятельным искусством. В представлениях участвовали сотни человек.
Фарс.
Фарс – еще один театральный
жанр второй половины XV века. Название происходит от латинского farta
(«начинка»). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь
вставить фарс».Веселые масленичные представления и народные спектакли дали начало «дурацким корпорациям» – объединениям мелких судебных чиновников, разнообразной городской богемы, школяров, семинаристов. В XV в. шутовские общества распространялись по всей Европе. В Париже были четыре большие организации и регулярно устраивались смотры их фарсовых представлений. В этих представлениях высмеивались епископы, судьи, короли и вельможи.
Светские и духовные власти преследовали фарсеров, изгоняли их из горда, бросали в тюрьмы. Особенно боялись поэтов, умеющих метко высмеять пороки богачей и священников. Их сочинения легко воспринимались народом и повторялись при каждой возможности.
Театр эпохи Возрождения.
Театр Возрождения это начало
театра профессионалов. В Италии - впервые в Европе - на сцену
поднялись актёры, поразившие мир яркой, сильной игрой, рождающейся тут же, на
глазах у зрителя, и чарующей своей свободой, азартом, блеском и остроумием. Умение
импровизировать, состязаться в остроумии было началом нового театрального
искусства. Произошло это в середине XVI века. Своей вершины театр Возрождения достиг в Англии. Теперь он воистину вобрал в себя все сферы жизни, проник в глубины бытия. И главным чудом века был человек из Стратфорда, пришедший в Лондон, чтобы писать пьесы для театра «Глобус». Громкое название театра оправдалось - в творениях Шекспира действительно открылся мир: виднелись исторические дали прожитого, выяснялись главные истины нынешнего столетия и чудодейственно, сквозь пелену времени, проглядывали контуры грядущего.
В величественную эпоху Ренессанса, в эпоху Данте, Леонардо и Микеланджело, маленький флаг, развевающийся над «Глобусом», возвестил о грандиозном свершении. Гений Шекспира слил воедино всё ранее достигнутое в драме и на сцене. Теперь за два-три часа на шести-восьми квадратных метрах можно было узреть миры и эпохи.